About Resource Efficiency

Resource Efficiency: World Trends

Our beautiful planet has no time for infinitely long experience, research and debate before we take effective steps to reduce the burden on the environment. Now we must quickly learn from the knowledge and experience that achieved in different parts of the world and together use the combined knowledge to improve resource efficiency for the coming years and decades.

Ernst Ulrich von Weizsäcker

co-president of the Club of Rome


Humanity focused on unlimited growth of consumption, are increasingly faced with resource constraints.

Resource efficiency is becoming the most important factor of sustainable economic growth. The idea of resource efficiency is now a priority for the European Union and other developed countries.

The report "The revolution in resource efficiency: how to meet the world's needs for energy, industrial materials, food and water" calls radically re-watch approach to the use of resources to keep pace with the rapidly growing need for them, referring to the fact that in the next 20 years to nearly two-billionth of the army of middle class consumers will add another 3 billion.

World experts have called for a "revolution" in resource efficiency:

  • development of fundamentally new mechanisms for efficient use of all resources and to ensure their reproduction; 
  • fundamental technological modernization of the global economy, provides, on the one hand, training with new competencies, and the establishment of research centers, innovative ideas and technologies in the field of resource efficiency

The world's scientific and educational center, a way to answer the challenges of resource efficiency, National Research Tomsk Polytechnic University strive to become it.

Tomsk Polytechnic University - university of resource-efficient technologies


Formation at the Tomsk Polytechnic University (TPU) unified research and education center focused on the problems of efficient use of resources, is intended to ensure the production, concentration and distribution of culture, knowledge and technologies in the field of resource efficiency.

In 2009 TPU won federal competition selection of development programs of universities in respect of which the category "national research university". A key point of the program of TPU was announced the formation of high school as a world-class university-based staffing and development of technologies for resource-efficient economy.

TPU have all features to accomplish the task:

  • Traditions and scientific-pedagogical schools of the first technical university in the Asian part of Russia (TPU founded in 1896). 
  • 11 institutes, 17 research and educational centers, 68 Research Laboratories, including international and collaborative research centers of the Russian Academy of Sciences,, international and domestic industrial companies. 
  • Development of leading scientific schools of the Russian Federation corresponding to the priority areas of science, technology and engineering. Among them, the school of chemistry and chemical engineering, groundwater geochemistry, efficiency and reliability of power generation and transmission, indestructible quality control materials, nuclear physics and technology, particle accelerators, the beams of plasma, and the electric technologies, etc. 
  • Among the scientific and pedagogical workers of TPU - 22 academicians and corresponding member of the State academies of sciences, 375 doctors and 1214 PhDs. 
  • International Scientific Council of TPU is headed by the Nobel prizewinner in Chemistry (2011) Dan Shechtman (Israel). 
  • A powerful innovation infrastructure, including nuclear research reactor, a network of centers for collective use modern scientific equipment, innovation and technology center, technology transfer centers, technology incubators and so on. 
  • TPU is the world's developer and supplier of small betatron with energy from 3 to 18 MeV for the nondestructive testing of materials and products 
  • TPU designed resource efficient drinking water purification systems are implemented and operated in three federal districts of Russia (more than 50 settlements and industrial facilities). 
  • TPU takes 1st place among Russian universities on extrabudgetary scientific research and development activities (R & D) from foreign sources (US $ 6 million per year). 
  • TPU participates in programs of innovative development of the Russian Federation of 14 state-owned corporations, for 6 of them TPU is the basic university ("Gazprom", "Rosatom", Energy Systems of the East " The JSC “Academician M.F. Reshetnev “Information Satellite Systems“ and others.). TPU is included in the 24 technological platforms. 
  • TPU - developer program on energy conservation and energy efficiency of Tomsk region, Tomsk city heating schemes. 
  • TPU innovative belt includes more than 90 small businesses that produce high technology products. 

TPU developed educational module "Resource Efficiency", prepared and published a textbook "Principals of resource efficiency", optional subject matter of the same name introduced in the curriculum (for all specialties and areas of undergraduate).

In October 2012, the Academic Council of TPU confirmed the Development Program of resource efficiency of National Research Tomsk Polytechnic University for the period 2013-2018.

In 2013, Tomsk Polytechnic University was among 15 Russian universities, who won the competition for the state support for entry into the top 100 of the world rankings, and successfully defended its plan to improve the competitiveness of the program ("roadmap").

The program provides the formation of TPU as the network center of excellence in the field of resource-efficient technologies.

О ресурсоэффективности

РЕСУРСОЭФФЕКТИВНОСТЬ: МИРОВЫЕ ТРЕНДЫ

«Нашей прекрасной планете не остается уже времени на бесконечно долгие опыты, исследования и дебаты, прежде чем мы предпримем эффективные шаги для снижения нагрузки на окружающую среду. Мы должны сегодня и быстро извлечь уроки из знаний и опыта, накопленных в разных уголках мира, и вместе использовать объединенные знания для серьезного повышения ресурсоэффективности в ближайшие годы и десятилетия».

Эрнст Ульрих фон Вайцзеккер,
coпрезидент Римского клуба


Человечество, ориентированное на неограниченный рост потребления, все чаще сталкивается с ресурсными ограничениями. 

Ресурсоэффективность становится наиболее важным фактором устойчивого экономического роста. Идея ресурсоэффективности является сегодня приоритетной для стран Европейского союза и других развитых стран мира. 

Доклад «Революция в ресурсоэффективности: как удовлетворить мировые потребности в энергоносителях, промышленных материалах, продовольствии и воде» призывает кардинально пересмотреть подход к использованию ресурсов, чтобы не отстать от стремительно растущих потребностей в них, ссылаясь на то, что в ближайшие 20 лет к почти двух-миллиардной армии потребителей из среднего класса прибавится еще около 3 млрд.

Мировые эксперты призывают к «революции» в ресурсоэффективности:

  • разработке принципиально новых механизмов эффективного использования всех видов ресурсов и обеспечения их воспроизводства;
  • кардинальной технологической модернизации мировой экономики, обеспечиваемой, с одной стороны, подготовкой кадров с новыми компетенциями, а с другой – формированием исследовательских центров инновационных идей и технологий в области ресурсоэффективности.

Мировым научно-образовательным центром, способным ответить вызовам ресурсоэффективности, стремится стать Национальный  исследовательский Томский политехнический университет.

 

ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ – ВУЗ РЕСУРСОЭФФЕКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


Формирование на базе Томского политехнического университета (ТПУ) единого исследовательского и образовательного центра, сфокусированного на проблематике эффективного использования ресурсов, призвано обеспечить продуцирование, концентрацию и распространение культуры, знаний и технологий в сфере ресурсоэффективности.

В 2009 году ТПУ победил в федеральном конкурсном отборе программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория «национальный исследовательский университет». Ключевой целью программы ТПУ было заявлено становление вуза как университета мирового уровня, ориентированного на кадровое обеспечение и разработку технологий для ресурсоэффективной экономики.

ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧ В ТПУ ИМЕЮТСЯ ВСЕ ВОЗМОЖНОСТИ:

  • Традиции и научно-педагогические школы первого технического вуза азиатской части России (ТПУ основан в 1896 году).
  • 11 институтов, 17 научно-образовательных центров и 68 научно-исследовательских лабораторий, в том числе международных и совместных с исследовательскими центрами Российской академии наук, мировыми и отечественными промышленными компаниями.
  • Развиваются ведущие научные школы Российской Федерации, соответствующие приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники. Среди них школы по химии и химическим технологиям, геохимии подземных вод, эффективности и надежности систем производства и передачи электроэнергии, неразрушающему контролю качества материалов, ядерной физике и технике, ускорителям заряженных частиц, пучково-плазменным и электроразрядным технологиям и др.
  • Среди научно-педагогических работников ТПУ – 22 академика и члена-корреспондента государственных академий наук, 375 докторов и 1214 кандидатов наук.
  • Международный научный совет ТПУ возглавляет лауреат Нобелевской премии по химии 2011 года Дан Шехтман (Израиль).
  • Создана мощная инновационная инфраструктура, включающая исследовательский ядерный реактор, сеть центров коллективного пользования современным научным оборудованием, инновационно-технологический центр, центр трансфера технологий, технологический инкубатор и т. д.
  • ТПУ является единственным в мире разработчиком и поставщиком малогабаритных бетатронов на энергию от 3 до 18 МэВ для неразрушающего контроля материалов и изделий
  • Разработанные в ТПУ ресурсоэффективные системы очистки питьевой воды внедрены и эксплуатируются на территории трех федеральных округов России (более 50 населенных пунктов и промышленных объектов).
  • По объемам внебюджетных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) из зарубежных источников ТПУ занимает 1-е место среди российских университетов (6 млн долларов США в год).
  • ТПУ участвует в программах инновационного развития 14 госкорпораций РФ, для 6 из которых является опорным вузом («Газпром», «Росатом», «РАО "Энергетические системы Востока"», «"Информа-ционные спутниковые системы" им. академика М.Ф. Решетнёва» и др.). Входит в состав 24 технологических платформ.
  • ТПУ – разработчик программы по энергосбережению и энергоэффективности Томской области, схем теплоснабжения г. Томска.
  • В инновационный пояс ТПУ входят свыше 90 малых предприятий, производящих наукоемкую продукцию.

В ТПУ разработан образовательный модуль «Ресурсоэффективность», подготовлено и издано учебное пособие «Основы ресурсоэффективности», факультативная учебная дисциплина с аналогичным названием введена в учебные планы (для всех специальностей и направлений бакалавриата).

В октябре 2012 года Ученым советом ТПУ утверждена Программа развития ресурсоэффективности Национального исследовательского Томского политехнического университета на период 2013 – 2018 гг.

В 2013 году Томский политехнический университет вошел в число 15 российских вузов, ставших победителями конкурса на получение государственной поддержки для вхождения в топ-100 мировых рейтингов, и успешно защитил план по реализации программы повышения конкурентоспособности («дорожную карту»).

Программа предусматривает становление ТПУ как сетевого центра превосходства в области ресурсоэффективных технологий.