Новости

Инженеры новой волны

15:24, Декабрь 25, 2014

Социально-гуманитарные технологии инженерной деятельности

Проблемы дефицита инженерных кадров и их несоответствия запросам промышленности можно решить на региональном уровне. В Свердловской области принята программа возрождения инженерной школы, которая должна это доказать.

«Базовое условие развития экономики — это высокоподготовленный и квалифицированный рабочий класс, инженерные кадры. Пора сосредоточиться на качестве подготовки кадров, организовать подготовку инженеров в сильных вузах, имеющих прочные связи с промышленностью, и лучше, конечно, в своих регионах. Требование качества в полной мере относится и к рабочим кадрам. Важным показателем эффективности изменений в профессиональном образовании должны стать результаты конкурсов по рабочим и инженерным профессиям. Такая система профессиональных соревнований уже давно существует в мире. Россия в нее активно включилась. Это не только шаг к повышению престижа инженерных и рабочих профессий, но и хорошая возможность ориентироваться на самые передовые рубежи в подготовке инженеров и рабочих, строить на их основе профессиональные и образовательные стандарты», — заявил 4 декабря в послании Федеральному собранию президент России Владимир Путин.

Свердловская область — один из субъектов федерации, на который в этом плане возлагаются особые надежды. В частности, именно в столице Среднего Урала на площадке международного выставочного центра «Екатеринбург-Экспо» прошел национальный чемпионат WorldSkills High-Tech, о котором упомянул глава государства в своем послании. Сочтя этот опыт полезным, Екатеринбург теперь претендует на право проведения мирового чемпионата рабочих профессий WorldSkills International в 2019 году — соответствующую заявку в конце ноября подписал губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев.

 

Ликвидировать отставание

Свердловская область входит в десятку основных субъектов РФ с высокой концентрацией производства, на ее долю приходится 45% выпускаемой в стране промышленной продукции. При этом укомплектованность предприятий Среднего Урала высококвалифицированным инженерно-техническим персоналом составляет 70%, его средний возраст — 53 года. «Несмотря на реализуемые в рамках партнерства промышленных предприятий и образовательных учреждений отдельные проекты в области подготовки персонала, сократить разрыв между спросом и предложением на рынке труда пока не удается», — говорится в одном из правительственных документов. Понимая это, руководство области разработало программу «Уральская инженерная школа», призванную в ближайшие два десятилетия полностью решить проблемы с подготовкой инженеров, накопившиеся за последние двадцать лет.

Проблема нехватки технических кадров и уровня квалификации имеющихся специалистов не требует доказательств — сегодня о них говорят все, включая первых лиц страны. Почему так произошло? Ключевых причин, на наш взгляд, три.

Первая — технологический рывок, произошедший во многих промышленных отраслях. «Сегодня у нас есть автоматизированный комплекс канадского производства. Раньше процесс, который он выполняет, был ручным, — приводит пример начальник заготовительного производства Уральского оптико-механического завода (УОМЗ) Александр Омельков. — Стояла сотрудница, которая опускала детали в разные емкости, а затем ставила их в шкаф с воздушно-аммиачной сушкой. Использовалась огнеупорная суспензия на этилсиликате, вредная штука, мы бы рядом находиться не смогли. Теперь по сути эту же работу человек делает за пультом управления в абсолютно нормальных условиях».

Второй момент — образовательные учреждения не успевают за потребностями предприятий. Это объясняется негативными процессами внутри системы нашего профобразования и утратой связи с производственниками, которая прежде была предметом гордости нашей страны. «Есть такой процесс — приклейка. Она мало применяется в России, в отличие от сварки и клепки, но мы ее используем. Специалистов в этой сфере нет: институты их не выпускают, техникумы тем более. Мы отправляли своих сотрудников на обучение в Германию», — рассказывает начальник департамента производства локомотивов завода «Уральские локомотивы» Олег Спаи. Аналогичного мнения придерживается руководитель микроэлектронного производства УОМЗ Юрий Червяков. «Средний возраст моих сотрудников — около двадцати шести лет. Дефицита нет, хотя проблем с образованием это не исключает — например, специалистов для автоматизированной сборки плат никто не готовит. Тех, кто, на наш взгляд, способен быстро подтянуться до нужного уровня, доучиваем сами. Молодежь талантливая, но в советские времена разрыв между образованием и производством был, конечно, меньше», — говорит он.

В рамках одного из мероприятий деловой программы чемпионата WorldSkills директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив Дмитрий Песков провел эксперимент, предложив слушателям поднятием рук оценить степень актуальности применения так называемых технологий дополненной реальности (речь идет о компьютерной имитации технологических действий обучаемого, подобно тому как это происходит, например, на авиатренажерах) для обучения рабочим профессиям. Выбрать нужно было между сегодняшним днем, ближайшими десятью годами или далеким будущим. Большая часть собравшихся проголосовала за второй вариант. «А ведь в развитых странах это обычная повседневная практика уже сейчас, позволяющая готовить персонал быстрее, дешевле и лучше. Технологии дополненной реальности сегодня используются даже при подготовке кадров для автосервисов», — отметил Песков. Так что нашему образованию еще объективно есть куда тянуться.

Третий фактор, способствовавший развалу отечественной инженерной школы, — падение престижа профессии. Не так давно «Левада-центр» проводил опрос населения, спрашивая у респондентов, кем они хотели стать в детстве и кем видят в будущем своих детей. Показательные цифры: инженером желали стать менее 2% опрошенных и только 8% желали такого же будущего для своих детей. «Мой сын в этом году окончил институт, он энергетик. Из двадцати двух студентов его группы на предприятия пошли работать четверо, — делится руководитель одного из крупных уральских машиностроительных заводов. — У нас средняя зарплата около сорока тысяч рублей, выше, чем в Свердловской области в целом. Менеджер средней руки может зарабатывать больше, и от этого пока никуда не деться. В наших силах повысить уровень оплаты труда инженеров, рабочих, но для этого нужно иметь устойчивый заказ, что упирается в состояние экономики».

По словам представителя индийской Национальной корпорации развития квалификации Мохэна Редди, в ближайшие десять лет его стране предстоит подготовить 150 млн инженеров и рабочих. У России задача гораздо скромнее — 25 млн (о таком количестве высокопроизводительных рабочих мест шла речь в майских указах Владимира Путина 2012 года), но и с ней справиться едва ли получится. «Я предполагаю, скоро к нам начнут приходить индусы и говорить, что готовы “под ключ” всю рабочую силу поставить. А рядом есть еще одна небольшая страна Китай, — иронизирует Дмитрий Песков. — Задача, обозначенная в майских указах президента, пока не решается, ответа на нее нет. При этом Индия замахивается на задачи куда большего масштаба, она хочет не просто подготовить кадры для себя, но и экспортировать их по всему миру».

Инициированная губернатором Евгением Куйвашевым программа «Уральская инженерная школа», как считают ее разработчики и эксперты, способна не только решить обозначенные проблемы в рамках одного субъекта, но и создать фундамент для ответа на глобальные вызовы.

 

Взаимовыгодный союз

Суть программы в том, чтобы прежде всего начать популяризацию профессии. Уже с детского сада и начальной школы у детей должна быть возможность заниматься простейшими исследовательскими и конструкторскими работами. Необходимо также создать дополнительные стимулы для изучения предметов естественно-научного цикла в средней школе, выявлять детей, проявивших к ним интерес, знакомить их с выдающимися представителями технических профессий. Помимо этого надо так настроить систему среднего профессионального и высшего образования, чтобы она отвечала запросам предприятий (за счет расширения взаимодействия с ними, улучшения материально-технической базы, повышения квалификации преподавателей, поэтапного перехода к целевому приему и обучению). Весьма существенным элементом является и создание стимулов для поступления выпускников на работу по специальности и возвращения престижа инженерного дела.

«Если говорить о ранней профориентации, то сегодня мы ставим задачу, чтобы практически с детского сада ребенок имел возможность заниматься в кружках и секциях технической направленности. Этот процесс должен продолжаться в школе, чтобы к выпускным экзаменам человек представлял, чем он хочет заниматься дальше. Уже три года подряд в Свердловской области все выпускники одиннадцатого класса в обязательном порядке проходят репетиционное тестирование по физике. Мы также рассматриваем возможность ввести дополнительный ЕГЭ по физике в расчете на то, что в процессе подготовки к экзаменам часть ребят заинтересуется инженерной деятельностью», — говорит о программе Евгений Куйвашев.

Разговор о профориентации в детском саду может вызвать улыбку, но отсутствие у школьников приоритетов (причиной тут бывает и безответственное отношение к учебе, и качество учебного процесса) приводит к тому, что в этом году на ЕГЭ по математике меньше 60 баллов (такое пороговое значение использует Минобрнауки при анализе эффективности вузов) получили 70% выпускников Свердловской области, а по физике — шесть из семи. При этом областной средний балл ЕГЭ по математике и физике выше, чем в целом по России: по первому предмету — 46 баллов против 39,6 по стране, по второму — 48 и 45,8 соответственно.

Программа «Уральская инженерная школа» для повышения интереса детей дошкольного и школьного возрастов к инженерной профессии предусматривает комплекс инструментов. От покупки микроскопов для детских садов до 3D-принтеров для школ. От экскурсий на заводы и организации губернаторских олимпиад до создания «конструкторских бюро» в школах с участием предприятий и т. д. «Если вы опросите школьников, мало кто скажет, что хочет идти работать на завод. Поэтому мы обращаем внимание детей на то, что перспективы могут быть не только в бизнесе или менеджменте. Современный завод — это не то, что было двадцать лет назад, это модернизированное высокотехнологичное производство, которое действительно может заинтересовать детей», — рассказывает Евгений Караман, директор технического университета Уральской горно-металлургической компании (УГМК), в рамках которого реализуются в том числе образовательные проекты для школьников.

Что касается взаимодействия учреждений среднего профессионального и высшего образования с предприятиями, то здесь логика, по словам Евгения Куйвашева, следующая: «Министерство промышленности и науки области будет выступать в роли проектного офиса центров обучающих компетенций. Как правило, после второго-третьего курса студент окончательно определяется, в какую сферу он пойдет работать. На этом этапе к его обучению должны присоединяться предприятия. Уже есть хорошие примеры, когда при своих производствах они создают учебные центры, разрабатывают программы совместно с вузами, получая в итоге полностью соответствующего своим требованиям выпускника».

Образовательные проекты работодателей и вузов — один из ключевых пунктов программы возрождения инженерной школы. Соответствующие партнерские соглашения уже сейчас имеют УГМК, Трубная металлургическая компания, Первоуральский новотрубный завод, Уралвагонзавод и другие предприятия. Они решают сразу две задачи. Первая — улучшение материально-технической базы образовательного процесса. Как рассказывали журналистам во время экскурсии по корпоративному университету УГМК, до покупки компанией, к примеру, гибридной микроволновой печи принципы ее работы демонстрировались студентам в вузе на бытовой. Вторая — «затачивание» выпускника под нужды конкретного предприятия. «Система подготовки кадров в России массовая, индустриальная. В мире немало стран, где это не так, хотелось бы, чтобы и мы развернулись в сторону адресной подготовки специалистов, — полагает Евгений Караман. — Стандарты, по которым учили или еще учат инженеров и рабочих, нас уже не устраивают. Мы разработали полторы тысячи собственных стандартов, которые стали основой для обучения в корпоративном университете. Его задача — превратить вчерашних выпускников учебных заведений в готовых работников».

Последняя опорная точка программы — мотивирование выпускников для поступления на работу по специальности. Для этого предусмотрены такие меры, как обеспечение молодых инженеров и квалифицированных рабочих жильем на льготных условиях, расширение практики целевой подготовки, закрепления потенциальных работников, реализации корпоративных программ повышения лояльности. «Большое значение имеет то, что рабочие должны не просто выполнять работу, а думать о ней, чувствовать себя частью компании. Мы наблюдаем по всему миру, что быстроразвивающиеся компании вселяют в своих сотрудников дух предпринимательства», — говорил во время дистанционного выступления на WorldSkills Russia исполнительный директор WorldSkills International Дэвид Хоуи. У уральского бизнеса, судя по уделяемому корпоративным отношениям вниманию, такое понимание есть.

Реализация программы «Уральская инженерная школа» будет проходить в четыре этапа, с 2015 по 2034 год. Финансирование первого этапа будет осуществляться за счет областного бюджета и средств заинтересованных предприятий. По словам Евгения Куйвашева, на эти цели в 2015 году будет выделено 350 млн рублей. Большую часть этих средств предоставит областной бюджет.

 

Пропуск в современное образование

«Мы очень приветствуем инициативу Свердловской области. Я часто вижу, как в разных регионах что-то пытаются сделать с образованием, но здесь очень правильный подход, когда вся цепочка базируется на едином основании», — отмечал, выступая на площадке «Екатеринбург-Экспо», первый заместитель министра промышленности и торговли РФ Глеб Никитин. Однако несмотря на определенные успехи и поддержку властей, возрождение инженерной школы остается непростой задачей. Ее решение будет зависеть не только от реализации прописанных в программе мероприятий, но и от устранения имеющихся проблем. Например, с персоналом учебных заведений. По словам генерального директора Нижнетагильского института испытания металлов Валерия Руденко, только в Нижнем Тагиле не хватает около двухсот преподавателей математики и физики, а чтобы подготовить их целевым методом, потребуется пять лет. Остается открытым и вопрос о финансировании следующих этапов «Уральской инженерной школы» (пока что программа сфокусирована на довузовской подготовке). «Однажды нас посетил заместитель министра образования России. Он интересовался, сколько стоит пропуск в современное образование. Корпоративный университет обошелся нам в миллиард рублей. Это дорогой пропуск. Если бы существовали налоговые преференции, стимулирующие инвестиции в профессиональное образование, УГМК была бы не единственной компанией, построившей такой комплекс. Мы понимаем важность подготовки кадров, но такой масштабный проект реализован исключительно благодаря доброй воле собственников», — обозначает одно из направлений работы Евгений Караман. И наконец, доходы и условия труда на заводах должны реально измениться, и подрастающее поколение должно об этом узнать — если этого не произойдет, 3D-принтеры едва ли помогут привлечь их на заводы.

В 2010 году на «Уральских локомотивах» работало 700 человек, сейчас — 3600. На 2012-й пришелся пик набора, предприятие принимало по сто новых сотрудников в месяц. «Казалось бы, в чем проблема? — описывает ситуацию начальник департамента производства поездов завода “Уральские локомотивы” Леонид Воробкало. — А в том, что этот пик пришелся на резкое снижение производства в моногородах, поэтому создалось впечатление, что кадров много и у нас появилась возможность не просто сформировать штат, но и выбрать лучших. Однако говорить о глобальных задачах развития промышленности в такой ситуации, наверное, невозможно».

Если перед страной поставлена задача «перезапуска» промышленности, необходимо решать все обозначенные выше проблемы и искать ответы на вопросы, которые сегодня часто кажутся нерешаемыми. И здесь Свердловская область первой предпринимает комплексную попытку их найти и готова делиться своим опытом. «У нас десятилетиями на рынке труда не хватает специалистов высокого класса. И то, что в Свердловской области, в одном из центров промышленного потенциала, такая работа вами проводится, это очень здорово», — говорил Владимир Путин губернатору Евгению Куйвашеву на встрече в Кремле.

Ссылка на источник: http://expert.ru/expert/2014/51/inzheneryi-novoj-volnyi/