Новости

Какой город на самом деле можно считать «умным»?

15:28, Октябрь 28, 2014

Социально-гуманитарные технологии инженерной деятельности

6 октября 2014 года Ассоциация Менеджеров России в рамках комитета по развитию инновационной экономики провела круглый стол на тему «Инвестиции в территории: «Умный город» как перспективный рынок для наукоемких предприятий». Участники мероприятия обсудили последние тенденции в области развития комфортной для горожан среды и поспорили о том, какой же город действительно можно считать «умным».

Открывая заседание, первый заместитель Исполнительного директора Ассоциации Менеджеров, Вадим КОВАЛЕВ отметил, что, по мнению экспертов, в России еще нет в полной мере «умных» городов, хотя усилия в этом направлении предпринимаются. В первую очередь в мегаполисах — Москве, Санкт-Петербурге, Казани. Но уже строятся или построены новые города или районы, которые будут обладать многими элементами «умных» территорий. В частности, это Сколково, где все здания возведены с учетом новых технологий в области строительства, инженерной инфраструктуры или Горки-город в Олимпийском Сочи. Современный город должен бережно относиться к ресурсам всех видов (воде, воздуху, энергии, территории и т.д.) и дружелюбно – к тем, кто в нем обитает. Для обеспечения комфорта горожан необходимо множество вещей – от разумной организации движения и установленных на улицах камер, контролирующих безопасность, до IT-сервисов, позволяющих получить практически любую услугу не выходя из дома, и налаженных коммуникаций с властями. Поскольку единого определения «умного города» пока не существует, каждый сейчас пытается формировать комфортную среду по-своему.

Например, в Индии в скором времени должно появиться 100 «умных», но совершенно разных городов, поскольку в этой стране инвесторам, вкладывающимся в инфраструктуру, предоставляется практически полная свобода. Об этом на круглом столе рассказал Александр ЧИНЯЕВ, исполнительный директор ОАО АФК «Система». В Берлине, как сообщили немецкие участники дискуссии Гебхард ХАФЕР, ректор университета BBW, директор консалтинговой компании DRGVL, и Кристоф ГИПП, директор консалтинговой компании IGES, в первую очередь решают проблемы экологии и транспорта, создавая сеть арендных электромобилей. Москва же пытается комплексно подходить к решению задачи, внедряя в городе различные инновационные решения.

По мнению модератора дискуссии Андрея ЛАПШОВА, генерального директора КГ Insiders, председателя комитета по развитию инновационной экономики Ассоциации Менеджеров, российская столица за последние два года сильно поумнела. Меньше стало транспортных проблем, лучше организовано дорожное движение, городские власти на деле доказали свое желание общаться с москвичами. Последнее особенно важно, поскольку заинтересованность администрации во внедрении инноваций является основным условием достижения успеха. «Город, который можно считать «умным», базируется на трех китах. Первый – это власть, в которой работают умные люди, принимающие решения, разрабатывающие комплексную программу развития и правильно работающие с населением. Второй – техника и умение ее правильно использовать. И третий – инфраструктура, в том числе и социальная, которая работает на горожан и предпринимателей», — считает Андрей ЛУКАШОВ, первый заместитель министра энергетики Московской области.

В Москве сейчас действует 5%-я квота на закупку высокотехнологичной продукции по госзаказу для обеспечения комфортной жизни в городе. Любая компания, имеющая в активе инновационные разработки, может подать заявку в отраслевой орган столичной власти, пройти экспертизу Центра инновационного развития (ЦИР) и войти в открытый перечень, на основе которого формируется госзаказ. Прорывные технологические идеи помогают Москве создать максимально удобную для жителей инфраструктуру. «Умный» город – это то место, в котором горожанин хочет жить, откуда не хочет уезжать даже по выходным, где он чувствует себя свободным и спокойным. Если учесть все современные глобальные проблемы, то получится, что чем ближе к деревне, тем город умнее», — считает Сергей ТИТОВ, заместитель руководителя управления взаимодействия с органами власти Центра инновационного развития Москвы. Именно этому спикеру участники дискуссии задали больше всего вопросов, подтверждая правильность тезиса о том, что первооснова «умного» города – умная и открытая к диалогу власть.

Самое емкое определение «умного» города в ходе дискуссии дал Петр СОЛОМАТИН, руководитель направления «Умный город» консалтинговой компании BearingPoint. «Для создания современной городской инфраструктуры необходим целостный подход, при котором различные технические решения дополняют друг друга, а не мешают реализации функционала разных областей. Поэтому «умный» город — это среда, развивающаяся в соответствии с долгосрочной программой, в которой в комплексе задействованы различные инновационные решения», — объяснил Соломатин.

Подводя итоги мероприятия, Андрей ЛАПШОВ выразил надежду на то, в формате «умного» города в ближайшие годы будет развиваться не только Москва с присоединенными новыми территориями, но и прочие российские города. «Для процветания страны необходимо, чтобы инновационные прорывы происходили не только в столице, но и в регионах», — подытожил модератор дискуссии.

Ссылка на источник: http://smartmetering.ru/news/industry/index.php?id_4=6447#.VE9hNfmsWSh